и выпускники Императорского
Санкт- Петербургского университета

ученые

История изучения рентгенологии в Императорском Санкт-Петербургском университете началась через несколько дней после публикации первого сообщения об X-лучах 3 января 1896 года.
Профессор физики Университета И. И. Боргман и его ассистенты А. Л. Гершун и В. В. Скобельцын 12 января 1896 года первыми в России осуществили попытку воспроизвести эксперимент В. К. Рентгена, получили отпечатки различных предметов, включая кисть человека. По этому поводу газета «Петербургский вестник» от 25 января 1896 года писала: «Если бы большая аудитория Технического общества была в пять раз больше, если бы она вмещала не тысячу, а пять тысяч человек, то и тогда в ней не досталось бы места всем желающим попасть на лекцию профессора Боргмана. Взрыв аплодисментов, шумные крики „ура“ были наградой профессору за его сообщение, впервые научно ознакомившее нашу публику с великим открытием нашего времени».
Установка для экспериментов с X-лучами — пример простейшего рентгеновского аппарата. Состоит из источника высокого напряжения (катушка Румкорфа) и рентгеновской трубки Крукса
В Санкт-Петербурге уже 22 января 1896 года опыты Рентгена были повторены во время лекции в физической аудитории Университета. 22 января 1896 года В. Рентгену была отправлена телеграмма: «Петербургская студенческая молодежь, собравшаяся в физической лаборатории СПБ. ун-та на блестящую демонстрацию рентгеновских лучей проф. Боргманом и его ассистентами Гершуном и Скобельцыным, горячо приветствует проф. Рентгена с его открытием». Рентген ответил студентам благодарственным письмом. Под редакцией Ивана Ивановича Боргмана в Петербурге 31 января 1896 года вышел первый русский перевод брошюры об открытии Х-лучей «Еineneue Art von Strahlen (On a New Kind of Rays; Новый род лучей.

Предуведомление)". В приложении к книге был приведен фотоснимок рентгенограммы и утверждалось, что «отпечаток при помощи лучей Рентгена был получен в Физической лаборатории Петербургского университета 12 января, первый снимок руки сделан был 16 января 1896 года».
Иван Иванович Боргман (12 (24) февраля 1849, Санкт-Петербург — 9 (22) мая 1914, Санкт-Петербург) — русский физик; заслуженный профессор, с 1905 года — ректор Императорского Санкт-Петербургского университета
Алекса́ндр Льво́вич Гершу́н (1868—1915) — русский физик, инженер, основатель российской оптической промышленности, крупный специалист в области прикладной оптики, электромагнетизма, радиоактивности
Владимир Владимирович Скобельцы́н (4 (16) марта 1863 — 11 июня 1947) — русский советский физик, профессор, директор Петроградского политехнического института (1911—1917)
Теневой снимок женской руки, полученный по способу проф. Рентгена во время чтения лекции во время лекции в физической аудитории университета проф. И. И. Боргмана 22 января 1896г.
Примечание: Педагогический музей военно-учебных заведений был открыт в 1864 году. Первоначально музей существовал при педагогической библиотеке военно-учебных заведений; затем, с 1871 года, в Соляном городке — комплексе зданий в центре Санкт-Петербурга, названном по складам соли, расположенным в постройках на территории городка до середины XIX века
«24 января в Педагогическом музее военно-учебных заведений состоялось очередное заседание секции физики и космографии общества педагогов. Давно уже, однако, эти заседания нe привлекали такой многочисленной публики, не имели такого оживленного характера, как в этот вечер. Вместо двадцати-тридцати преподавателей и гостей, собирающихся обыкновенно на эти заседания и теряющихся даже в небольшой зале, аудитория состояла теперь из тысячной толпы, переполнившей главный зал музея так, что яблоку упасть было негде. Начальство музея принуждено было принять меры к тому, чтобы остановить дальнейший наплыв публики, и Соляной городок в этот вечер долго осаждался многочисленными запоздавшими посетителями
Приводим текст очевидца событий, подписавшего свою статью инициалами В. К., о лекции профессора Университета Ивана Ивановича Боргмана из научно-популярного журнала «Вестник опытной физики и элементарной математики» за 1896 год.
Важно то, что через несколько дней профессор уже получал отчетливые изображения после экспозиции в 8 минут, а иногда даже в 4 минуты. Целый ряд негативов, демонстрированных публике, отличается необычайной отчетливостью изображения. Не менее любопытны и некоторые подробности относительно производства опытов. Так, например, один из них был произведен таким образом. Среди стола была поставлена круксова трубка; под ней помещена кассетка с несколькими предметами на ней; с боков помещены такие же кассетки; на одной из них кто-то держал руку, на других лежали также различные предметы; наконец, под столом, под дубовой доской в 1,5 дюйма толщиной, также была положена кассетка и на ней щипцы, плоскозубцы и кольцо. После экспозиции в 8 минут все пластинки дали изображения.

Некоторые из полученных изображений были проектированы во время лекции на экран с помощью волшебного фонаря. Когда на экране появилось изображение ноги, восторженные аплодисменты огласили зал. Действительно, нельзя не восхищаться: все изгибы кости, все сочленения выступают с точной отчетливостью. Вокруг них видно мясо, которое имеет на фотографии дымчатый цвет, но и это изображение не расплывчато, а чрезвычайно тонко и изящно. Не меньший эффект произвели следующие две фотографии: изображение дамской руки и нескольких предметов: цепочки, алюминиевого кошелька с несколькими монетами и кольцом внутри и т. д. Особенно хорошо вышел кошелек: даже мелкие узоры на алюминиевой крышке отчетливо выступают на фотографии, а сквозь стенку кошелька ясно видно все содержимое. Наконец, был произведен снимок в присутствии публики — и, конечно, с полным успехом.

В заключение мы дадим еще некоторые практические указания, предложенные профессором, и изложим его взгляд на самое явление.

Каждый приступающий к производству опытов Рентгена должен иметь в виду, что опыты эти принадлежат к числу самых простых, которые должны удаться, которые не могут не удаться всякому, кто будет иметь немного терпения приспособиться к тем приборам, которыми он располагает. Нужно иметь круксову трубку, спираль и какой-нибудь источник электричества, способный производить флуоресценцию в трубке, — и только. Большая сила, меньшая сила — все равно, это вопрос более или менее продолжительной экспозиции. На лекции действовала большая румкорфова катушка, к которой приводился ток в 5 ампер в первоначальной цепи. Но к сильной катушке проф. прибег исключительно ввиду того, что опыты приходилось демонстрировать в громадном зале. Для получения изображения никакой нужды в этом нет. Далее профессор рекомендует не держать пластинку слишком близко к трубке, лучше продолжать вместо этого экспозицию: дело в том, что рентгеновские лучи как бы исходят из центра трубки (собственно, из центра катода). Поэтому вблизи трубки на пластинку падает сходящийся пучок, который, конечно, не может дать отчетливого изображения; на расстоянии около аршина изображение получается гораздо отчетливее. В случае неудачи нужно производить испытание и в одну, и в другую стороны, т. е. как усиливать, так и ослаблять действие лучей.

Что касается взгляда профессора Боргмана на рентгеновские лучи, то он считает наиболее вероятною такую гипотезу: явление, по его мнению, имеет чисто электрический характер: катодные лучи вызывают колебания в стенках трубки, которым резонируют колебания воздушные (волны Герца). В лаборатории университета производятся уже опыты с целью подтвердить это определение.

Изобретению Рентгена лектор предсказывает самое широкое развитие и усовершенствование. В некоторых своих снимках профессор уже имеет возможность наблюдать слои дерева, и он убежден, что в самом непродолжительном времени сделается возможным снимать ткань. Нужно иметь в виду, что в настоящее время опыты производятся в самом грубом виде: помимо той нервности, того возбуждения, при котором производятся теперь испытания изобретения, самые пластинки совершенно для них не годятся. В самом деле, ведь пластинки эти приспособлены для световых лучей и ясно, что они весьма мало пригодны для рентгеновских лучей; все эти пластинки обработаны солью серебра. Но серебро пропускает рентгеновские лучи, следовательно, только небольшая доля их идет на химическое действие. Для этих лучей, по мнению профессора, нужно обрабатывать пластинку какой-нибудь солью платины; тогда лучи будут задержаны и вся их энергия пойдет на воспроизведение желаемого эффекта. В заключение прибавим, что лектор был очевидно весь поглощен крупным открытием, и этот живой интерес, эта отзывчивость невольно передавались аудитории. Да и можно ли не восхищаться, когда на твоих глазах свет науки мощно пробивается через непрозрачную толщу.
Такую многочисленную аудиторию привлек доклад проф. И. И. Боргмана об опытах Рентгена. Думаем, что небольшой реферат этой лекции не будет лишен интереса для читателей «Вѣстника».

Ожидая, конечно, большого стечения разнокалиберной публики ввиду того, что вопрос имеет животрепещущий интерес, составляет своего рода злобу дня, профессор изложил свою лекцию чрезвычайно популярно, демонстрируя ее многочисленными опытами, главным образом разнообразными видами гейслеровых и круксовых трубок. Имея в виду читателей «Вѣстника», мы ограничимся только кратким изложением содержания.

Лектор рассказал сначала очень подробно о явлениях, наблюдаемых в гейслеровых трубках. Показав несколько видов этого свечения, он перешел к круксовым трубкам. Хотя явления в круксовых трубках хорошо известны, мы все же перечислим их характерные особенности ввиду их тесной связи с явлением, которое открыто Рентгеном.

Можно сказать, что именно с легкой руки проф. Боргмана в нашей стране X-лучи принято называть по имени их первооткрывателя — рентгеновские.

Итак, это лучи совершенно особенные, в основных своих свойствах совершенно отличные от лучей катодных. Открытие Рентгена, следовательно, представляет собой нечто безусловно новое — и все споры о приоритете, о которых говорят газеты, не имеют никакого основания.

Проф. Рентген называет эти загадочные лучи x-Strahlen. Нет сомнения, что за ними утвердится название рентгеновских лучей.

Что касается прозрачности различных тел по отношению к этим лучам, то и тут наблюдается то же, что и в лучах катодных: различные тела пропускают эти лучи различно. Дерево, легкие металлы, напр. алюминий, пропускают их довольно свободно, даже через значительную толщину, хотя, конечно, с тем большим поглощением, чем плотность больше, чем толщина значительнее. Камни пропускают очень плохо (алмаз в том числе), платина совсем не пропускает.

Отсюда уже один шаг до фотографирования или, правильнее, печатания изображения по способу Рентгена. Представьте, что вы положите руку на фотографическую пластинку и пустите на нее лучи, испускаемые круксовой трубкой. Рентгеновские лучи пройдут сквозь руку и окажут химическое действие па пластинку. Но ввиду различной консистенции составных частей руки произойдет различное поглощение, отсюда различное действие на пластинку — и негатив готов; негатив, на котором твердым объектам соответствуют светлые части неразложившейся соли, и наоборот.

Так как при этом на пластинку действуют не лучи, идущие от снимаемого тела, а, наоборот, закрепляется как бы тень этого тела, то процесс этот не представляет собой светописи, a, скорее, вторую часть фотографического процесса — печатание изображения.

Изложив сущность открытия Рентгена, лектор, после краткого перерыва, подробно рассказал о своих попытках воспроизвести опыты Рентгена, увенчавшихся, конечно, полным успехом.
Сейчас же после возобновления занятий в университете, именно 12 января, когда в Петербурге не было еще никаких точных сведений относительно того, как, собственно, производится печатание по способу Рентгена (имелись одни только общие и неопределенные сообщения), проф. Боргман, живо заинтересованный выдающимся открытием, приступил к опытам. Занимаясь немного, в качестве любителя, фотографией, он имел кассетку, в которой еще с лета лежала фотографическая пластинка. Кассетка, как обыкновенно, была закрыта выдвижной деревянной крышкой приблизительно в четверть сантиметра толщиной. На эту крышку был положен свинцовый крест, а над ним, очень близко, была помещена круксова трубка, обращенная катодом к кассетке. Экспозиция продолжалась 20 минут, но при проявлении изображения ожидаемого креста не получилось. Негатив представлял весьма странный темный фон, на котором выделялись, хотя неотчетливо, какие-то полосы. Произошло это, как профессор теперь себе это объяснил, из-за сильного действия лучей, которые совершенно разрушили соль. Но фактически явление Рентгена было все-таки получено: оказалось, что полосы соответствовали изгибам в крышке кассетки, заклеенной материей. Однако тогда профессор вынес убеждение, что опыт совершенно не удался. Тогда в последующих опытах он стал усиливать ток и продлил экспозицию до 40 минут: в продолжении этого времени он продержал неподвижно на пластинке свою руку. Неясно, неотчетливо — но изображение все же получилось. Предполагая таким образом, что он обязан этим более продолжительной экспозиции, он имел терпение продержать свою руку в течение часа и двадцати минут. Результаты получились лучшие, но все еще не оправдали такой долгой и утомительной экспозиции. Не станем описывать разнообразных опытов и усилий, затраченных экспериментатором и его помощниками для того, чтобы приспособиться к этому делу.
В Годичном акте (отчете о состоянии и деятельности Императорского Санкт-Петербургского университета за 1896 год) отмечено, что на физико-математическом факультете Университета профессор И. И. Боргман провел «4 публичные лекции народным учителям и учительницам и в Педагогическом музее лекции. О Рентгеновских лучах»
Титульный лист первого сообщения В. К. Рентгена на русском языке, изданного 31-го января 1896 года в Санкт-Петербурге
Библиографические карточки публикаций И. И. Боргмана, посвященные рентгеновскому излучению
Приоритет в использовании X-лучей в медицинских целях в нашей стране принадлежит Военно-медицинской академии. Начальник кафедры физики Военно-медицинской академии профессор Николай Григорьевич Егоров вместе с ассистентами Ф. И. Блюмбахом и А. Н. Добролюбовым при активном участии слушателя 5-го курса Н. А. Орлова 16 января 1896 года выполнил первые рентгенограммы верхних конечностей человека. С этого периода сотрудники физической лаборатории по просьбе хирургических клиник Академии начали обследовать больных.

В марте 1896 года Н. Г. Егоров организовал в Военно-медицинской академии первую в России рентгеновскую лабораторию. Была создана специальная комиссия по изучению практического использования рентгеновских лучей, и физическая лаборатория стала рентгенологическим центром, куда направлялись для исследования различные больные из клиник академии и других учреждений.
Начальник кафедры физики Военно-медицинской академии профессор Николай Григорьевич Егоров (1849−1919)
Выпускник физико-математического факультета Императорского Санкт- Петербургского университета А. С. Попов внес огромный вклад в развитие рентгенологии в нашей стране. По воспоминаниям В. К. Лебединского, А. С. Попов в 1896 году «очень много времени отдал рентгеновским лучам». Специальные вакуумные трубки Крукса, необходимые для опытов, достать было негде. В январе 1896 года А. С. Попов изготовил трубки самостоятельно с помощью преподавателя химии Минного офицерского класса С. С. Колотова и получил рентгеновские снимки.

В феврале 1896 года изобретатель продемонстрировал эти снимки на лекции о рентгеновских лучах в Минном офицерском классе в Кронштадте и сделал доклад на заседании Русского физико-химического общества.

Именно А. С. Попов сконструировал стационарный рентгеновский аппарат, предназначенный для медицинских целей. Осенью 1897 года А. С. Попов принял участие в оборудовании первого в Российской империи рентгеновского кабинета в Николаевском военно-морском госпитале в Кронштадте, кроме того, рентгеновскими аппаратами были оборудованы крупные корабли российского флота. На крейсере «Аврора» во время Цусимского сражения были рентгенологически обследованы около 40 раненых матросов, что избавило их от мучительных поисков осколков с помощью зонда.
Начальник кафедры физики Военно-медицинской академии профессор Николай Григорьевич Егоров (1849−1919)
Экспозиция музея подчеркивает значимость вклада А. С. Попова в развитие рентгенологии и его влияние на медицинское обслуживание военнослужащих во время ключевых морских сражений.
Внешний вид крейсера «Аврора» после битвы в Цусимском проливе. Фотография сделана при входе корабля в порт Манила, Филиппины, 21 мая 1905 года

Интервью на «Авроре»

открывает новые страницы истории, связанные с использованием рентгеновских технологий в медицине

История преподавания лучевой диагностики в Санкт-Петербургском государственном университете охватывает различные этапы развития этой дисциплины. Она включает в себя внедрение новых технологий, развитие учебных программ и подготовку специалистов в области медицинской визуализации.
началось официальное преподавание лучевой диагностики и лучевой терапии
Таким образом, общепризнанными пионерами в изучении рентгенологии и основоположниками медицинского использования X-лучей были ученые и выпускники Университета.

100 лет

Но только через

В СПбГУ НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ