История преподавания лучевой диагностики в нашей стране насчитывает уже четыре поколения преподавателей. Все эти поколения боролись и продолжают бороться за самостоятельность предмета с неослабевающей энергией, одерживая победы и терпя поражения на этом пути борьбы.
четыре поколения преподавателей. Все эти поколения боролись и продолжают бороться за самостоятельность предмета с неослабевающей энергией, одерживая победы и терпя поражения на этом пути борьбы.
История преподавания лучевой диагностики в нашей стране насчитывает
В 1918 году основан Государственный рентгенологический и радиологический институт. В течение первого года существования института проф. М. И. Неменовым прочитан систематический курс рентгенологии с практическими занятиями для студентов 4−5 курсов высших медицинских школ и для врачей. Летом 1919 года при институте была учреждена первая кафедра рентгенологии, на которую по всероссийскому конкурсу был избран Михаил Исаевич Неменов.
Таким образом, практически одномоментно в 1919 году в Петрограде были созданы две первые кафедры рентгенологии, на которых осуществлялось преподавание рентгенологии для студентов и врачей. В 1923 году приказом начальника Главного военно-санитарного управления № 96 от 10 марта вводится первый самостоятельный курс рентгенологии в стране для слушателей Военно-медицинской академии в составе кафедры физики под руководством доцента Николая Алексеевича Орлова, для преподавания предмета на втором курсе выделяется 32 учебных часа.
В 1922 году по настойчивому ходатайству известного врача-рентгенолога, редактора и издателя первого отечественного специализированного журнала по рентгенологии «Рентгеновский вестник» (1907) Якова Моисеевича Розенблата в Одесском медицинском институте был введен 40-часовой курс лекций по рентгенологии, а в 1924 году по постановлению Народного комиссариата здравоохранения УССР была создана первая самостоятельная студенческая кафедра рентгенологии в стране.
История кафедр додипломного и последипломного уровня — это вечная история переименований, трансформаций кафедр в курсы и вновь в кафедры.
До сих пор кафедры лучевой диагностики страны носят разные названия (например: кафедра рентгенологии и медицинской радиологии; кафедра лучевой диагностики; кафедра лучевой диагностики и лучевой терапии; кафедра онкологии, лучевой диагностики и лучевой терапии; кафедра онкологии и рентгенорадиологии; кафедра лучевой диагностики и медицинской визуализации с клиникой и др.)
Развитие лучевой диагностики как науки и возможности ее практического использования во многом зависят от правильного решения вопросов преподавания дисциплины и организации подготовки специалистов. На протяжении прошедших десятилетий менялись и перестраивались подходы к организации и методике преподавания, что было связано с новыми технологическими достижениями в развитии нашей специальности, а также меняющимися социально-экономическими условиями.
Ознакомление студентов и врачей с возможностями применения Х-лучей в медицине началось задолго до образования первых кафедр. Почти два десятилетия рентгенология как самостоятельная наука не преподавалась студентам систематически ни в одном европейском университете. Для обучения врачей утверждена при Венском университете первая штатная доцентура лишь в 1908 году (директор профессор G. Holzknecht), и затем при некоторых университетах (Берлинский, Гамбургский, Римский) были утверждены кафедры.
Благодаря усилиям профессора Клинического института великой княгини Елены Павловны Антона Кирилловича Яновского в 1919 году в Петрограде появилась самостоятельная кафедра рентгенологии на последипломном уровне (выделены две штатные должности ассистентов). Первым заведующим кафедрой рентгенологии на последипломном уровне в стране стал Антон Кириллович Яновский.